Школьное образование начальное

Содержание

О школьном образовании в россии

Школьное образование начальное

Система школьного образования в России складывалась долгие годы, зародившись еще в эпоху Российской Империи. С тех пор она претерпела качественные изменения, пройдя долгий путь развития. Наиболее радикальные реформы случились после распада Советского Союза, когда принципиально изменился подход к воспитанию и обучению детей, хотя структурно советская и российская школы весьма похожи.

Структура российского общего образования

Для начала следует сказать, что такого понятия как «школьное образование» в России с юридической точки зрения не существует и сейчас это скорее обиходный термин. С 2013 года после принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школьное образование включено в «общее образование», которое в свою очередь делится на четыре уровня:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • общее среднее образование.

Детские сады, как видим, также включены в образовательный процесс.

С 1986 года и по настоящий момент в школьном образовании одиннадцать классов, которые в свою очередь объединяются в три ступени обучения:

  1. Начальное общее образование – 4 года (1 – 4 классы);

  2. Основное общее образование – 5 лет (5 – 9 классы);

  3. Полное общее образование – 2 года (10 – 11 классы);

В эту же структуру включается дополнительное образование школьников (ДПО): технические и творческие курсы, спортивные секции и т.д. Однако ими занимаются не школы, а учреждения дополнительного образования, которые могут быть как частными, так и муниципальными.

Первые две ступени обучения являются обязательными для всех граждан РФ. Основная ответственность за это возложена на родителей или опекунов. Оставшиеся два года ребенок волен потратить на получение полного образования, либо же перейти к получению профессионального образования.

Как видим, обучение школьников в России происходит в основном в специальных учебных заведениях. Однако в структуру также часто включают самообразование – предполагается, что ребенок должен стремиться получать нужные ему навыки сам и с определенного возраста сам контролировать собственное обучение.

Какие навыки должен получить выпускник школы

Получать аттестат об окончании школы, выпускник должен с четким набором знаний и навыков. Откроем Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и перечислим некоторые из них:

  • Владеть основными логическими операциями: анализом, синтезом, сравнениями, уметь строить оперировать абстрактными понятиями, делать логически непротиворечивые выводы;
  • Уметь бегло читать публицистические и научно-популярные, художественные и официально-деловые тексты. Темп чтения – не менее 200 – 250 слов в минуту с коэффициентом усвоения текста 50-60%;
  • Обладать навыками прогнозирования, проектирования, моделирования, исследовательской и творческой деятельности;
  • Владеть трудовыми навыками по работе с железом, деревом, тканью и т.д.;
  • Владеть основами компьютерной грамотности и техническими навыками;
  • Обладать навыками культуры родного языка, знать как минимум один иностранный язык;
  • Иметь навыки здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности

Во ФГОСе длинный перечень этих навыков и умений, среди которых также конкурентность в обществе, навыки выстраивания коммуникации с разными людьми, знания в области культуры и проч.

Все этапы общего обучения в РФ официально бесплатные, поскольку право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции.

Но, как показывает, практика оно скорее “условно бесплатное” с перечнем коммерческих опций, за которые приходится платить родителям.

Наиболее типичный пример – услуги репетиторов, к которыми прибегают, чтобы подготовиться к какому-либо предмету или сдать ЕГЭ, поскольку в рамках нынешней образовательной программы освоить его должным образом не получается.

Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.

Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:

  • средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;
  • учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.

Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.

На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.

Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.

Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.

Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.

На страницах образовательного маркетплейса Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие учреждения общего образования, подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. В каталоге Kedu.ru – наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, гимназий, лицеев, а также детских садов в стране.

После распада СССР общее образование в России потеряло свою однородность. В советское время всех школьников готовили примерно одинаково, давая практически идентичный набор знаний по всем предметам.

О качестве советского школьного образования до сих пор идут ожесточенные споры.

Одни говорят, что ничего лучше для воспитания и образования граждан до сих пор не придумано, другие – что советское образование пичкало детей бесполезными знаниями и не учило самостоятельности.

Так или иначе в современной России больше в ходу практико-ориентированный подход. Предполагается, что уже с 8-9 класса школьник должен знать, кем он станет в будущем и в какой вуз будет поступать.

К этому стоит добавить огромное количество учебников и программ обучения, неодинаковый уровень квалификации педагогов и картина получится совсем пестрой.

Основной вывод, который следует сделать родителям: озаботиться выбором будущей школы следует заранее, задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс.

Система начального образования России

Школьное образование начальное

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

  • · начальная школа;
  • · средняя общеобразовательная школа;
  • · лицеи;
  • · гимназии;
  • · специальные школы

Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно – с 1 по 11 классы.

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования.

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым.

Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, “мир вокруг нас”, физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык – немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.

В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку (“5”), квадрат (“4”), треугольник (“3”), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа “Хорошо”, “Молодец”, “Умница”).

Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале (“5” -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы.

Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения.

То есть начальное образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно – с 1 по 11 классы.

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников.

Современная система образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую» школу (полное среднее образование – 12 лет обучения) и так называемые после средние учебные заведения (профессиональные и высшие).

Обучение строится по системе «дошкольный класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения – с 6-7 до 16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.

Дошкольныеучреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во 2-й пол.XXв.

в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3-5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше.

Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения.

При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями. Для детей дошкольного возраста из бедных семей создана специальная программа «Хед старт», финансируемая частично за счет федеральных средств [8]. дошкольный образование сша россия

С 6 до 12 лет дети учатся в начальнойшколе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение), спорт и физическое воспитание.

Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе [9]. Один учитель преподает все предметы кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры. Часто начальное образование состоит из художественных проектов, экскурсий и других форм образования посредством развлечения.

Также детей вывозят на ферму для ознакомления с сельским хозяйством, животноводством, растениеводством.

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.

Page 3

Следуя цели работы, были решены поставленные задачи. Была в общем рассмотрена система образования описанных стран.

Задача рассмотреть в общем системы образования этих стран была поставлена на первом место исходя из того, что рассмотреть, углубиться в рассмотрение именно начальной школы было бы не логично, непоследовательно без рассмотрения системы образования страны в целом.

Не зная, как строиться система образования того или иного государства, нельзя говорить о какой-либо ступени обучения. Система- это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Следуя логике, следующими рассмотренными задачами стали: описание начального образования в странах и выводы по собранным данным.

В ходе работы я сделала выводы, что вопросы начального образования во всех рассмотренных странах не имеют больших различий. Во всех рассмотренных странах образование ставит целью воспитать развитую личность, как психологически так и физически, подготовить ребенка для жизни в обществе, воспитать патриотичную личность и воспитывать в духе толерантности, гуманности.

Различия безусловно наблюдаются, наблюдаются в организации урока в управлении школой, в финансовой сфере и др.

Если брать различия связанные с подготовкой детей в жизнь, то здесь на примере России и США можно выделить следующее: США молодое государство, государство которое изначально строилось как капиталистическое, а Россия, совсем недавно, была страной коммунистической. Принципы в капиталистических странах исходят из того, что ребенок должен расти неким индивидуалистом, т.е.

делать все для себя, работать на себя. В СССР были принципы коммунистической педагогики, т.е. ставилась цель вырастить, воспитать ребенка в духе коллективизма, работать не на себя, а на блага всего народа, государства. Россия пересмотрела цели воспитания, но главное, суть принципа воспитания в коллективе, оставила.

И хочется наедятся, что принципы не изменяться на индивидуалистические.

Если брать финансовые различия, то благополучней в этом вопросе выглядит США. В России с финансированием школ есть большие проблем. Эти проблемы тормозят развитие школы.

Рассмотренные страны являются эпицентрами школьного образования и воспитания в мире. Опыт который используется, как в нашей, так и в других рассмотренных странах является показательным опытом, передовым, к образованию в этих странах обращено большое внимание. Не учитывать опыт других стран – это, значит, учится на своих ошибках.

Page 4

Программа Школа России: программа обучения в начальных классах – плюсы и минусы, авторы учебников, особенности УМК для 1-4 классов

Школьное образование начальное

«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. 

Научный руководитель проекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

УМК «Школа России» действует с 2001 года.

В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования об эффективности данной системы и соответствии требованиям ФГОС.

Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки Российской академии наук и Российской академии образования. 

программы

Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:

  • Русский язык.Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие.Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
  • Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие.
  • Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
  • Информатика (3-4 классы). Авторы: Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.  
  • Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
  • Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и другие. 
  • Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. 
  • Технология. Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Физическая культура. Авторы: Лях В.И., Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе:
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
ОРКСЭ. Основы иудейской культуры.

Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие.
ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.

И.

Изучение иностранных языков:

«Английский в фокусе» («Spotlight») 1-4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.
«Звёздный английский» («Starlight») 1-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В.

, Мильруд Р.П., Эванс В.
Английский язык. 2-4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Хайн Э. и другие.
Английский язык. 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.

, Афанасьева О.В. 

Немецкий язык. 2-4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.
Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». 2-4 классы: базовое и углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.

«Твой друг французский язык». 2-4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.
«Французский в перспективе». 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.

  • Испанский язык. 2-4- классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. 

В методический комплекс также входят рабочие и творческие тетради, дидактические материалы, книги для чтения и мультимедийные приложения (презентации, видео, материалы на дисковых носителях и прочее). 

Набор учебных материалов для первого класса

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.     

Плюсы и минусы программы

«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК. 

Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:

  • комплексное обучение по всем предметам,
  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • наибольшую распространённость по России.

При этом «Школу России» часто критикуют за:

  • чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир». 

Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.  

Кому подойдёт программа

«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.  

Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.  

В «домашней школе фоксфорда» математика программы «школа россии» (на базе умк моро м.и.) представлена в 3–4 классах (первый поток). русский язык программы «школа россии» представлен в 1–4 классах (все потоки); литературное чтение — в 1–2 классах во всех потоках. окружающий мир программы «школа россии» представлен в 1–4 классах (1 класс — первый и второй потоки, 2–4 классы — все потоки).

Начальное общее образование: государственные стандарты

Школьное образование начальное

Государственные стандарты начального общего образования направлены на повышение его эффективности, качества, доступности. Для того чтобы успешно справляться с задачами, поставленными обществом перед отечественным образованием, необходимы серьезные структурные, экономические, организационные изменения.

Значимость стандартов

Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает обновление его содержательной части, приведение его в соответствие с теми требованиями, которые предъявляются социумом.

ФГОС является гарантом реализации конституционных прав каждого ребенка на качественное образование на бесплатной основе.

Стандарт начального общего образования соответствует требованиям государства к «портрету выпускника».

Что такое парадигма – определение, виды и особенности

Суть ФГОС общего образования

Он является совокупностью норм, которые определяют обязательный минимум содержания образовательных программы, требований к уровню подготовки обучающихся всех ступеней, максимальный объект нагрузки, требования к образовательному процессу, включая материально-техническое, учебно-лабораторное, методическое, информационное, кадровое обеспечение.

Основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать:

  • одинаковые возможности для всех граждан в приобретении качественного бесплатного образования;
  • единство образовательного пространства в РФ;
  • мобильность и академическая свобода школьников;
  • право на выбор образовательной организации;
  • защиту от перегрузок, создание условий для полноценного физического и психического здоровья;
  • преемственность на разных ступенях обучения образовательных программ;
  • профессиональная и социальная защищенность педагогов и обучающихся;
  • право граждан на знакомство с достоверной и полной информацией о требованиях и нормах общего образования.

Также стандарт содержит базу для расчета нормативов бюджетного финансирования для разделения платных и бесплатных образовательных услуг, определения оптимальных условий образовательного процесса в организациях, которые реализуют ФГОС нового поколения на основании государственной лицензии.

Значимость стандарта

Государство гарантирует, что начальное среднее общее образование является бесплатным и доступным в пределах, указанных в стандарте. Он является основой:

  • создания базисного федерального учебного плана, образовательных программ всех ступеней обучения, учебных планов ОУ;
  • проведения оценки уровня подготовки выпускников ОУ;
  • объективной оценки работы образовательных учреждений;
  • установление эквивалентности нормативно-правовых документов об общем образовании на территории РФ;
  • Правила образования существительных в английском языкеопределения объемов финансирования образовательных услуг, которые предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основах во всех регионах Российской Федерации;
  • установление четких требований к оснащению помещений ОУ необходимым оборудованием

Компоненты стандарта

Начальное общее образование – это первый этап общего образования в РФ. В настоящее время государственный стандарт включает в себя несколько компонентов:

  • федеральный компонент;
  • национально-региональный компонент;
  • элемент, устанавливаемый самостоятельно образовательным учреждением.

Особенности

Начальное общее образование предполагает приобретение детьми начальных знаний об окружающем мире, навыков решения прикладных задач, коммуникативных качеств. Именно на этом этапе развиваются личностные качества ребенка. В РФ начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Начинается образовательный процесс с семилетнего возраста (при отсутствии медицинских противопоказаний).

Именно начальное общее образование формирует универсальные умения и навыки, от которых напрямую зависит успешность ребенка в будущей жизни.

Направления модернизации общего образования

Федеральный компонент стандарта на данной ступени был создан на основе инновационных направлений. Это:

  • переход на четырехлетнее начальное образование;
  • устранение перегрузок, стабилизация учебной нагрузки, не допускание подрыва психического и физического здоровья;
  • соответствие образовательных программ возрастным особенностям детей;
  • личностная ориентация;
  • направленность содержательного компонента на формирование УУН;
  • повышение значимости воспитательной внеурочной работы как основы формирования гражданских ценностей;
  • формирование готовности школьников применять усвоенные знания, способы и умения для решения конкретных практических задач;
  • гарантия компьютерной грамотности;
  • повышение качества занятий физической культурой

Цели начального образования

ФГОС начального общего образования соответствует личностно-ориентированной модели школы. Он способствует реализации следующих целей:

  • развитие творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, мотивация его интереса к обучению;
  • воспитание эстетических и нравственных качеств, бережного отношения к окружающему миру;
  • охрану и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения;
  • выявление одаренных детей, их ранее развитие.

Обязательные предметы

Среди базовых элементов, которые включены в обязательный образовательный минимум на данной ступени обучения, присутствует ряд дисциплин. Это:

  • литературное чтение;
  • русский язык;
  • окружающий мир;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • физическая культура;
  • технология.

Навыки и умения

После усвоения всех предметных областей на ступени начального общего образования школьники должны овладеть определенными учебными навыками и умениями, сформировать новые способы практической деятельности.

В познавательной области ребенок должен овладеть навыками наблюдения за объектами окружающего мира, описывать их, давать характеристику изменений, происходящих с ними.

Также школьник обязан овладеть навыками осуществления измерений, простыми измерительными приборами, применять их для проведения опытов и экспериментов.

Ученик должен решать задачи творческого характера, составлять алгоритм собственных действий, применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.

В речевую деятельность входит работа с художественными, учебными, научно-популярными текстами, выявление из них основной мысли.

На данной ступени обучения у ребенка должны быть сформированы навыки составления простых и сложных предложений. Ребенок должен овладеть алгоритмами работы с информацией, применяя компьютерные технологии.

Выпускник начальной школы обязан владеть навыками самостоятельного поиска необходимых сведений, педагог лишь выстраивает для него определенную образовательную траекторию, следит за успехами школьника.

Подведем итоги

Общество предъявляет новые требования к качеству и содержанию отечественного образования. Именно поэтому так важно было разработать определенный стандарт для каждой ступени обучения.

Начальная школа является базой (фундаментом) для последующего развития личностных, творческих, умственных способностей ребенка, является важнейшей ступенью для воспитания патриота своей страны.

От качества приобретенных УУН ребенком на данной ступени обучения напрямую зависит его будущее.

Источник

7 программ обучения начальной школы

Школьное образование начальное

Раньше во всех школах страны была одна программа начального образования. Сейчас утвержденных программ целых семь. А вы знаете, по какой учится ваш ребенок?

Выбор программы обучения ребенка в современных российских школах начинается с первого класса. Фактически, каждая школа может самостоятельно выбирать, по какой образовательной программе будут работать начальные классы. Таких программ может быть даже несколько. Главное, чтобы соблюдались два условия:

  • Программа была утверждена Министерством образования России;
  • Программа была разрешена к применению Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Сперва учитель начальных классов, в соответствии с статьями 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», а затем и родители учеников вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. После выбора образовательной программы за основу, класс учится по ней все четыре года начальной школы.

Так какие же существуют в России разрешенные к применению образовательные системы и программы?

7 программ обучения в начальной школе по ФГОС

Для начала родители должны знать, что есть педагогические системы, а есть образовательные программы. Систем в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93 всего две:

  • традиционная;
  • развивающая.

Из их названий понятно направление, заданное всем программам, входящим в систему. Забегая вперед, отметим, что в традиционной системе программ больше. Более того, из развивающей системы программы в последние годы попросту убрали, не согласовав для них комплекты учебников.

При чем здесь учебники? Да ведь именно они и составляют ту самую программу обучения. Если комплект учебных пособий признан соответствующим ФГОС, их будут издавать, а школы смогут их приобретать. Если комплект не утвержден по ФГОС, его не будут издавать, ведь ни одна школа его не закупит.

Школа не выдает учебники бесплатно. Что делать?

На 2017-2918 год в России утверждены и официально применяются в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях 7 образовательных программ:

  • «Перспективная начальная школа»;
  • «Планета знаний»;
  • «Перспектива»;
  • «Школа России»;
  • Программа по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;
  • «Начальная школа 21 век» (система Виноградовой);
  • «Гармония».

Это значит, что к этим программам есть соответствующие ФГОС комплекты учебников и других пособий и методических материалов. А развивающей программе Л.В. Занкова в этом году опять не повезло, ее не утвердили, хотя именно в ее состав входит всем известная и так любимая учителями математика Л.Г. Петерсон. Поэтому развивающих программ в доступном перечне осталось всего две.

Кстати, смешивать программы и учебники учителя не имеют права. Если выбрана одна: нужно учить по ней. Поэтому математика Петерсон теперь доступна только для факультативного изучения.

Рассмотрим внимательнее особенности некоторых разрешенных к преподаванию программ.

«Школа России» — незабытое старое

Программу «Школа России» принято называть современным вариантом школьной программы, по которой обучались советские школьники в 80-е и 90-е годы.

Правда, далеко не все родители, столкнувшиеся на практике с этой программой, согласны с этим утверждением. Некоторые моменты в ней проработаны не так хорошо, как этого требует всесторонний подход к начальному образованию.

Однако именно «Школа России» является самой распространенной программой в большинстве обычных общеобразовательных школ.

Кстати, один из основных авторов этой классический системы Андрей Плешаков, который написал множество учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру, позиционирует свой курс как тот, который ребенок должен постигать вместе с родителями. С остальными предметами дело обстоит примерно также. Без родителей школьникам не обойтись: программа предусматривает множество различных проектов, а также получения информации, которой нет в учебниках.

Главным преимуществом этой системы является то, что «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Многие учителя этим успешно пользуются. Первоклассник, который будет обучаться по «Школе России» может придти в школу без начальных знаний: его научат читать и писать.

И это тоже очевидное преимущество программы.

«Перспектива» — логика и анализ

Программа «Перспектива» подходит школьникам с математическим складом ума. Это более сложная система, требующая от детей уже на старте определенного уровня знаний и подготовки. Как минимум первоклассник должен уметь читать, иначе ему будет сложно уже с первых дней, ведь занятия рассчитаны именно на читающих детей.

Раньше именно в рамках этой программы проходили уроки математики по учебным материалам Л.Г. Петерсон. Теперь эти учебники из нее выведены. Но все равно математика уже начиная с 1-го класса дается с элементами геометрии и алгебры, что дает возможность ребенку перейти в среднюю школу уже подготовленным.

Эту программу часто применяют в гимназиях и лицеях. К ее минусам можно отнести то, что изучение базовых основ происходит очень быстро, с пропусками таких важных моментов, как например, состав числа. Поэтому многим детям приходится заниматься дополнительно.

«Гармония» — гармоничное развитие личности

Особенностью программы является обучение маленьких школьников на стыке традиционных и развивающих методов обучения. Программа дает возможность развить навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. В ее основу положены развивающие задания, формирующие у школьников способность к мышлению, а также умению самостоятельно делать выводы.

Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к переходу учеников из начальной в среднюю школу. Но без помощи родителей с этой программой справится будет не так-то просто.

«Начальная школа 21 век» (система Виноградовой)

Это одна из самых популярных в России образовательных программ. Ее считают наиболее сбалансированной. Ведь не зря она получила самую высокую награду в области образования — премию Президента Российской Федерации.

Ее особенностью можно считать то, что в рамках одной учебной программы школьники могут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребенок самостоятельно может усвоить по мере надобности. Помощь родителей в образовательном процессе минимальна.

Остальные программы и право выбора

На самом деле, каждая из существующих образовательных программ имеет свои особенности и недостатки. Более того, чтобы их оценить, нужно окунуться, что называется, в процесс обучения с головой. Как говорят: не попробуешь — не узнаешь.

Кроме того, все дети разные. И если одному будет комфортно учиться в классической «Школе России», то другому будет полезна программа по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Да и главное в начальных классах даже не сама образовательная программа, а тот, кто ее доносит до детей. То есть учитель. Поэтому и выбирать в первую очередь надо именно его, если стоит цель выбора.

Если же такой цели нет, то ребенок пойдет в первый класс по месту жительства, а то, по какой программе ему учиться, выберет сама школа и педагог.

А по какой программе учится ваш ребенок? И что вы о ней думаете?

Начальное и среднее образование в России: краткий обзор с мини-словарём

Школьное образование начальное

За последние годы постулаты школьного (как начального, так и среднего) образования в России несколько раз менялись. Что они представляют собой сейчас? Краткие основные сведения и мини-словарь понятий, появившихся в сфере образования совсем недавно — перед вами.

Все правила, на которых строится учебный процесс в государственных учебных учреждениях, собраны в Федеральные государственные образовательные стандарты, или коротко — ФГОС. Это важно, так как обеспечивает:

  • единые программы обучения на всей, скажем прямо — огромной, территории страны;
  • преемственность программ образования на всех ступенях от начального  до высшего;
  • сравнимые уровни образованности детей из разных регионов.

Новые ФГОС начальной школы

Для большинства школ в организационном плане хлопот прибавилось. Так как появилась вторая половина рабочего дня, отведённая под дополнительно изучаемые, факультативные, предметы по шести основным направлениям:

  1. военно-патриотическое;
  2. научно-познавательное;
  3. художественно-эстетическое;
  4. спортивно-оздоровительное;
  5. общественно полезная деятельность;
  6. проектная деятельность.

Теперь план школьного дня такой: основные занятия, обед, дополнительные занятия два часа (10 часов в неделю).
Перед учителями начальных классов ставится несколько целей:

  • дать ребёнку знания и умения;
  • научить их применять на практике;
  • обеспечить разностороннее развитие личности;
  • помочь ребёнку определить его наиболее сильные качества и научиться их использовать;
  • способствовать укреплению здоровья и духовно-нравственному развитию детей.

Таким образом, на первый план выходит индивидуальная работа с каждым учеником. Результаты оцениваются комплексно.

Смотрят, конечно, на оценки, однако весомым плюсом становятся достижения внеурочной деятельности: участие в соревнованиях и конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, научных кружках и обществах.

Важной компонентой признаётся оценка психологов по проведённым психологическим тестам, выявляющим уровень его личностного развития, толерантности и коммуникативности.

Все эти данные собираются в единое портфолио ученика, которое позволит отследить индивидуальные успехи и направления, в которых школьник нуждается в помощи или даже коррекции.

Обязательными для всех стали уроки физкультуры, количество которых увеличилось до трёх в неделю. С детьми проводятся беседы о здоровом образе жизни и питании, нравственности и добродетели.

ФГОС — первоклассникам 

Первоклассники — новички школьного процесса, а потому стандарты уделяют им особое внимание, способствуя тому, чтобы вхождение их в новую систему стало максимально комфортным. Именно поэтому отменены оценки. Учителю дано право только хвалить и поощрять малышей, создавая позитивное отношение к самому процессу обучения. Дети должны бежать в школу радостно, без страха и лени.

Фгос в средней школе

Федеральный государственный образовательный стандарт — школьная конституция, по которой живут все, в том числе и те, кто задействованы в средней школе — с пятого по 11 класс. Стандарт, как и в начальной школе, гарантирует преемственность и единство образовательного пространства на всей территории России, обеспечивая сравнимый уровень образованности во всех регионах.

Задачи, которые решает средняя школа:

  • добротное изучение конкретных предметов на базовом или продвинутом уровне;
  • личностные достижения — патриотизм, толерантность, сформированность гражданской позиции, коммуникативность, уровень здоровья и спортивного развития, обучаемость, позитивизм, готовность придти на помощь, самодостаточность;
  • метапредметные результаты — умение мыслить логично, аргументированно дискутировать, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры, быстро искать информацию.

Изучение школьных предметов делится на два уровня: базовый и углублённый, дети имеют возможность аттестоваться на базовом или углублённом уровне, в зависимости от направления дальнейшего образования.
Аттестация проводится в форме ГИА и ЕГЭ.

Теперь есть деление предметов на обязательные (базовые) и углублённые либо дополнительные. В обязательном порядке изучаются несколько предметов и ещё 3-4 можно взять дополнительно. При этом общее количество учебных часов не превышает 37 часов в 10-11 классах, в 5-9 меньше.
Обязательными предметами являются:

  • ОБЖ;
  • физкультура;
  • история;
  • математика (алгебра и геометрия);
  • иностранный язык (два);
  • русский язык и литература.

Каждая школа может выбирать предметы по выбору, их список не ограничен. Здесь могут быть психология и астрономия, экология и история родного края, дизайн и этикет, и т. д.

Школы могут быть профильными, где 3-4 предмета изучаются на продвинутом, углублённом уровне и универсальными, где все предметы изучаются на базовом уровне.

Мини-словарь основных понятий ФГОС

Базовый уровень изучения предмета. Соответствует обычной школьной программе, рассчитанной на среднестатистического ученика, которому данный предмет интересен в меру, либо совсем не интересен.

Исследовательская деятельность. Работа, направленная на самостоятельное решение ребёнком определённой задачи. При этом он пользуется всеми своими навыками для поиска и обработки информации, её систематизации и предоставления в лучшем виде.

Компетентность. Сумма знаний и опыта, позволяющих человеку хорошо разбираться в той или иной области. В школе говорят о компетентности личности, то есть, способности ученика к самообразованию, критическому мышлению, самоорганизации и самоконтролю. 

Компетенция. Способность ученика решать задачи в определённой области знаний. Равна хорошо сформированным навыкам и умениям.

Личностно-ориентированный подход. Подразумевает замену схемы: учитель-учебник-ученик на прямо противоположную: ученик-учебник-учитель. Когда ребёнок сам добывает знания и уже их «шлифует» учитель, находя индивидуальный подход к каждому подопечному.

Метод. Авторский способ решения проблемы. К примеру метод, используемый учителем для обучения грамоте.

Одарённый ребёнок. Понятие есть, а определения нет. По умолчанию считается одарённым тот, который опережает одноклассников и детей параллели по какому-либо или сразу нескольким образовательным или дополнительным направлениям обучения.

Преемственность начального и среднего образования. Переход из 4 в 5 класс общеобразовательной школы не должен быть стрессом для ребёнка.

Начальная подготовка обеспечивает основные базовые понятия, дающие возможность детям быстро адаптироваться к средней школе и показывать хорошие результаты при чётко сформированном желании учиться и умении самостоятельно работать над проектами.

Проблема. В свете школьного образования — вопрос, провоцирующий дискуссию и имеющий мощный потенциал для развития самостоятельного мышления.

Современные педагогические технологии. идея: учимся вместе. Задача учителя — организовать процесс так, чтобы детям было интересно работать в сотрудничестве.

Углублённый уровень изучения предмета. Соответствует программе повышенной сложности, рассчитанной на ученика, активно интересующегося предметом и рассчитывающего получить максимальный балл на ЕГЭ для поступления в ВУЗ.

УУД. Универсальная учебная деятельность. Алгоритм, применяемый учеником для поиска и обработки информации, который он может применить к любому предмету и даже внеучебной деятельности. От хорошо сформированной УУД зависит успешность обучения в целом.

Учебный проект. Подводит итог под пройденной темой или несколькими темами. Даёт возможность ученику проявить индивидуальность в рамках общей поставленной задачи. Сопровождается постановкой задачи, поиском информации, её структурированием и оформлением в виде понятного всем внятного результата.

Плюсы и минусы современных образовательных стандартов в начальной и средней школе

Плюсы:

  • хорошая задумка;
  • личностная ориентация;
  • индивидуальный подход;
  • развитие общих навыков, а не только зазубривание отдельных правил;
  • бережное отношение к здоровью учеников;
  • равные образовательные возможности детей, вне зависимости от региона.

Минусы:

  • перегруженность школ;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • многие школы имеют недостаточную материально-техническую базу;
  • некоторые идеи невозможны для многих школ: бассейны, автопарки, индивидуальные компьютеры и т.д.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.